Научно-производственное объединение "Мосспецавтоматика" - крупнейшее и старейшее в отрасли - около 85 лет активно занимается комплексом работ, связанных с охраной личности и собственности, материальных и духовных ценностей, созданных умом, интеллектом и трудом человека.

Научно-производственное объединение "МОССПЕЦАВТОМАТИКА" крупнейшее предприятие в России в области создания и обслуживания комплексных систем безопасности объектов: технических средств пожарной автоматики, охраны и жизнеобеспечения.

Уровень зрелости российских предприятий в области управления основными фондами и ремонтами остается крайне низким

Накопленный научно-технический и производственный потенциал, высокий профессионализм, мощная производственная инфраструктура позволяют нам выполнить на Вашем предприятии любые работы по оснащению его новейшими средствами автоматики с высоким качеством и в сжатые сроки, а затем поддерживать эти средства в работоспособном состоянии в процессе технического обслуживания.


Компания IBS подвела итоги исследования, посвященного автоматизации бизнес-процессов российских предприятий в сфере управления основными фондами (EAM), техобслуживанием и ремонтами оборудования (ТОРО). Исследование выявило крайне низкий уровень зрелости предприятий в этой области и, вместе с тем, признание реальной отдачи от внедрения соответствующих ИТ-решений.

Как рассказал руководитель аналитической группы IBS Александр Баринов, в ходе исследования были проинтервьюированы 350 технических и финансовых руководителей более чем 200 крупнейших компаний различных отраслей промышленности России.

Прежде всего, исследование показало, что лишь меньшинство респондентов – около 30% охваченных предприятий – используют средства автоматизации процессов управления основными производственными фондами, управления ремонтами и обслуживанием оборудования. Таким образом, качество этих бизнес-процессов находится на весьма низком уровне: на большинстве крупных предприятий они просто не автоматизированы.

Вторым ключевым выводом исследования, по словам Александра Баринова, стало то, что хотя большинство руководителей считают тему ремонтов и поддержания основных фондов важной, системно решением этой проблемы мало кто занимается. Причинами такой ситуации являются слабая мотивация менеджеров (особенно технических) на обеспечение эффективности этих бизнес-процессов, низкий уровень знаний специалистов и руководителей о возможностях ИТ-решений, неготовность оценивать текущие потери и потенциальный эффект от внедрения новых технологий. Вопросы экономической эффективности, сокращения издержек за счет снижения расходов на ремонты и уменьшения числа простоев, критических сбоев и аварий, беспокоят лишь менее 15% технических и около 30% финансовых руководителей.

Вместе с тем исследование IBS выявило тот факт, что менеджмент предприятий, уже внедривших системы управления EAM и ТОРО, признает реальную отдачу от автоматизации этих сфер деятельности. Как показал опрос, важнейшие преимущества ощущают финансовые руководители: 91% из них отметили, что система позволила снизить расходы на техобслуживание и ремонты. А главными источниками снижения затрат названы оптимизация работ и снижение запасов запчастей (65% респондентов).

Сравнивая ситуацию в России и на Западе, Александр Баринов отмечает: "В развитых индустриальных странах экономический эффект от внедрения современных технологий в сфере EAM и ТОРО давно признан очевидным. По данным зарубежных аналитических агентств, при внедрении подобных систем предприятия преследуют цели ускорения возврата инвестиций в активы, снижения рисков от выхода из строя критически важных активов, энергосбережения, повышения качества обслуживания сложного оборудования. Отмечаются такие эффекты, как снижение периодов простоя оборудования, рост производительности ремонтных работ, сокращение складских запасов, уменьшение числа случаев аварийных работ".

Исследование IBS показало, что специализированные информационные системы, направленные на решение именно задач управления основными фондами, будучи широко известны на мировом рынке, практически не известны в России. Прежде всего, это системы Maximo (IBM), Datastream (Infor), Mincom, Indus, которые признаны западными аналитиками лучшими решениями этого класса. В России же, по мнению респондентов IBS, в качестве ПО для построения систем управления ЕАМ/ТОРО чаще всего используются модули SAP ERP, Oracle E-Business Suite и Microsoft Dynamics AX, за ними следуют специализированные разработки российских фирм: ИС-ПРО, TRIM (НПП СпецТек), ИС ТОиР (Гроссмейстер).

Еще одним важным выводом исследования стало выявление степени проникновения решений ЕАМ/ТОРО в разных отраслях. Оно неравномерно: в нефтегазовой отрасли около 50% крупных предприятий используют такие системы (как правило, соответствующий модуль ERP-системы), в цветной металлургии – около 45%, в черной металлургии – менее 20%, в сфере ЖКХ и электроэнергетики – менее 15%, в машиностроении – менее 5%.

Комментируя результаты исследования, заместитель генерального директора IBS Михаил Белов подчеркнул: "В целом по экономике затраты на ремонты оборудования и поддержание основных фондов могут достигать, по экспертным оценкам, 6-9% ВВП. Проведенное нами исследование показало, что далеко не все эти средства тратятся эффективно, и руководителям предприятий есть над чем задуматься. Очевидно, у них пока недостаточно стимулов для внимательного подхода к управлению этими бизнес-процессами, но с ростом конкуренции борьба за производительность труда, капиталоемкость, энергоемкость активизируется. А позитивным итогом отчета является тот факт, что компании, автоматизировавшие процессы управления основными фондами, техобслуживанием и ремонтами, быстро осознают значимость полученных экономических эффектов. Учет этих тенденций и анализ зарубежного опыта позволяет нам уверенно прогнозировать рост спроса на ИТ-решения в сфере ЕАМ/ ТОРО в ближайшие годы".

Отвечая на вопрос Портала машиностроения о том, как предприятию сделать выбор между EAM-системой и модулем ERP-системы, Михаил Белов заявил: "Идеальное решение должно сочетать и специализированную систему для управления основными фондами, и ERP-приложения, охватывающие весь спектр управленческих задач. Хотя возможны варианты, исходя из особенностей работы конкретного предприятия. При необходимости весь функционал управления ремонтами можно реализовать, например, и в рамках SAP ERP. Когда же речь идет об автоматизации деятельности технических служб и не предполагается глубокой интеграции с корпоративной системой управления, целесообразнее ориентироваться только на специализированное решение".

Что касается различий между российскими и зарубежными разработками в сфере EAM/ТОРО, то, по словам заместителя гендиректора IBS, ключевыми факторами здесь являются ценовой (российские системы отличаются более низкой стоимостью) и фактор количества внедрений (западным системам сопутствует опыт тысяч внедрений по всему миру).

По мнению Михаила Белова, решающим для дальнейшего развития рынка станет второй фактор. "Поскольку количество внедрений всех российских решений на порядки меньше, чем внедрений EAM-системы любого из мировых лидеров в этой сфере, то отечественным разработкам, к сожалению, сопутствует гораздо меньше опыта, знаний, глубины проработки процессов. Кроме того, в сегменте нет сильного лидера, способного на локальном рынке создать конкуренцию мировым производителям (в отличие, например, от рынка ERP, где такой лидер в России существует). Так что можно предполагать, что в ближайшие годы российский рынок окончательно перестроится в пользу промышленных западных платформ для автоматизации управления основными фондами и ремонтами" – заявил Михаил Белов в интервью Порталу машиностроения.

Результаты исследования IBS представлены пользователям Портала машиностроения для более детального ознакомления и обсуждения в разделах " Отраслевые исследования "и " Машиностроение в России ".

Справка

Компания IBS (
)– лидер рынка информационных технологий и консалтинга России. Входит в состав IBS Group Holding вместе с Luxoft и Depo Computers. Ключевые направления деятельности: управленческий консалтинг, внедрение бизнес-приложений, ИТ-аутсорсинг, ИТ-инфраструктура. Количество сотрудников – около 3000 человек, из них – более 1500 сертифицированных консультантов и специалистов. В числе заказчиков – 34 из TOP-50 крупнейших компаний России.


Разработка и создание сайтов “www